Алма — Ата. Одна из легенд погранавиации.
Крылья восточной границы
23 марта 2018 г. ветераны 10-го (Алма-Атинского) отдельного авиационного полка Восточного пограничного округа отметят 85-ю годовщину со дня его образования. Многие из ветеранов полка в этот день встретятся в Москве и Алма-Ате, чтобы вспомнить родную авиационную часть, боевая история которой вобрала в себя традиции нескольких авиачастей погранвойск.
Начало пути
В связи со сложной обстановкой в советских республиках Средней Азии и Казахстане в 30-е годы XX ст. шел динамичный процесс формирования и использования в охране Государственной границы СССР первых пограничных авиационных подразделений.
Сегодня, в дни юбилея полка, важно вспомнить эти исторические вехи, так как авиационные подразделения, дислоцировавшиеся ранее в этом регионе, после известных событий 1991 г. или прекратили свое существование, или на их основе созданы авиационные подразделения погранвойск вновь образовавшихся независимых государств (как, например, в Казахстане).
Напомним, что первые шаги по созданию авиационных подразделений в войсках ВЧК-ОГПУ были сделаны в начале 1920-х годов. В эти годы для поддержки действий частей войск ОГПУ, ведущих борьбу с басмачами и белым казачеством в Средней Азии и Казахстане, были направлены авиационные подразделения ВВС Красной Армии. Летчики, наводя пограничников на бандгруппы, обеспечивая их оружием, боеприпасами, продовольствием и водой, поднимали моральный дух бойцов, охранявших границу и громивших банды. Это было началом зарождения авиации погранвойск. Однако пограничные авиационные части были созданы здесь лишь в начале 1930-х годов.
21 июля 1932 г. на основе опыта применения самолетов ВВС принимается постановление СТО № 862/258 о создании в погранвойсках авиационных отрядов. В ноябре этого года утверждается план формирования авиачастей ГУПВО ОГПУ на 1932-1934 гг. В соответствии с ним к концу 1932 г. были сформированы первые отдельные авиационные отряды в Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, Минске, а в 1933 г. — еще 7 авиаотрядов в городах Акмолинске, Петропавловске-Камчатском, Нагаево, Хабаровске, Казалинске (Кзылординской области), Ташаузе (Туркмения), Владивостоке (морской авиаотряд). К осени 1935 г. создаются авиаэскадрилья в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркмения), на ст. Белая в Забайкальском пограничном округе, на Сахалине, в Иркутске, Мурманске, Архангельске, а также звено в бухте Провидения.
Документы прошлых лет позволяют рассказать подробнее о некоторых фактах боевой «биографии» пограничных авиационных подразделений, созданных в начале 30-х годов прошлого столетия в Казахстане. История этих подразделений имеет общие корни, тесно переплетена и составляет основу юбилея Алма-Атинского авиаполка.
Становление на крыло
К числу «пионеров» среди пограничных авиаотрядов Казахстана относится 3-й отдельный авиаотряд войск ОГПУ Казахстана. Его формирование было начато в соответствии с приказами ОГПУ от 14 января 1932 г. № 42 и ПП ОГПУ от 31 января 1932 г. № 30/8. Отряд был сформирован в составе 74 чел. личного состава и 8 самолетов. Место дислокации отряда – Алма-Ата (т.н. старый военный городок). Первым командиром отряда был назначен Л. Василевский.
В феврале — апреле 1932 г. в отряд прибыл летно-технический состав из авиашкол, ГВФ, обществ Осоавиахим и «Динамо». В июле — ноябре этого года авиаторы во взаимодействии со специалистами военно-строительного отдела выполнили огромный объем работ по сооружению аэродрома, ангаров, других служебных помещений на новом месте постоянной дислокации — в урочище Бурундай, в 18 км от г. Алма-Аты, куда он перебазировался в августе 1932 г.
В этот же период, 22 февраля 1933 г., в г. Акмолинске (г. Целинограде) был сформирован еще один – 4-й Отдельный авиационный отряд ОГПУ Казахстана. Командиром этого авиационного отряда назначается К. Шишков.
Приступив к охране государственной границы, авиация с первых же дней начинает принимать участие в боевых операциях. 3-й и 4-й авиаотряды в июне 1933 г. во взаимодействии с наземными погранчастями округа привлекаются к ликвидации басмаческих банд на советско-китайском участке границы и в китайской провинции Синьцьзянь. На приграничном аэродроме Бахты была сосредоточена погранавиация Средней Азии в количестве четырех авиаотрядов. Командиром этой авиагруппы был назначен К. М. Шишков.
Эта операция для авиаторов-пограничников стала боевым крещением. Летный состав осуществлял результативные действия по разгрому хорошо вооруженного, замаскированного и укрепленного противника. Сочетанием эффективных ударов наземных войск и погранавиации противник был деморализован. Действия авиации получили высокую оценку командования. За отличное выполнение задания командования ряд летчиков и техников были награждены государственными наградами, ценными подарками. В частности, постановлением Президиума ВЦИК от 26 ноября 1934 г. наиболее отличившиеся 12 чел. были награждены орденами и медалями. В том числе были награждены орденами Красного Знамени командир Шишков, начальник штаба Мизерский, пилот Петров, штурман Завьялов.
По итогам этой, так называемой Казахстанской операции, принимается решение об укрупнении авиационных подразделений на этом направлении. Приказом НКВД СССР от 13 октября 1934 г. на базе 3-го и 4-го авиаотрядов формируется 3-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск численностью 271 чел. (командир эскадрильи – Шишков Н.М., военный комиссар Брцыев А.Т., начальник штаба – Мизерский Т.И.). Спустя год, приказом НКВД от 8 октября 1935 г. эскадрилья вновь существенно укрупняется и переформируется по новому штату в составе уже 344 чел. личного состава и 46 самолетов (командир – майор Филиппов В.Л., военком – Левитн М.С.). Эскадрилья дислоцировалась на аэродроме Бурундай и состояла из трех авиаотрядов, вооруженных самолетами Р-5 и По-2. Авиаремонтные мастерские, расположенные в эскадрилье, обеспечивали ремонт самолетов и авиадвигателей всех пограничных авиачастей, дислоцировавшихся в Средней Азии.
Отметим, еще один примечательный факт из истории авиации, имеющий непосредственное отношение к юбилею 10-го (Алма-Атинского) авиаполка. Дело в том, что в Восточно-Сибирском крае в соответствии с приказом от 23 марта 1933 г. началось формирование 14 отдельного авиационного отряда ВОГПУ ВСК (Восточно-Сибирского края). Место дислокации отряда: ст. Белая (100 км юго-западнее Иркутска). Начальником отряда назначается т. Заборский. 10 августа 1933 г. этот авиаотряд преобразуется в 18-й ОАО ВОГПУ ВСК (командир — Бугаенко, военный комиссар — Токарев). В 1935 г. на вооружении отряда состояли самолеты: Р-5 – 7 ед., Ли-2 – 3 ед., У-2 – 2 ед. В 1938 г. командиром отряда назначается капитан Петров, военкомом – Толкачев. Именно этот отряд в годы войны перебазируется в г. Алма-Ату и станет у истоков истории 10 оап. Но обо всем по порядку.
Экипажи 3-й (Алма-Атинской) авиаэскадрильи, приступив к охране границы, осуществляли повседневную работу по изучению незнакомой местности и погодно-климатических условий Казахстана, совершенствованию летного мастерства. Повседневный упорный труд авиаторов превратил часть в боевую единицу с высоким уровнем подготовки летно-технического состава.
Уже в ноябре 1935 г. 15 самолетов Р-5 из состава 3-й эскадрильи совершили длительный по тем временам перелет по маршруту Алма-Ата — Аягуз — Бахты — Зайсан — Семипалатинск — Аягуз — Алма-Ата протяженностью свыше 2 тыс. км. Перелет имел огромное летно-тактическое и политическое значение. До того времени население отдаленных населенных пунктов никогда не видело самолетов. И вот в день 15-летия Казахской ССР многие люди впервые увидели одно из основных достижений Родины – советскую авиацию.
В ходе перелета проверялась техника пилотирования летчиков, слетанность экипажей, готовность технического персонала обслуживать машины в условиях удаленности от основных баз, взаимодействие с наземными службами и другие вопросы. Несмотря на сложность выполняемого задания, все экипажи успешно справились с задачей. Руководством ГУПВО все участники авиационного перелета были поощрены, а наиболее отличившиеся были награждены ценными подарками и деньгами.
Но не только учебно-боевой деятельностью занимались пограничники-авиаторы Казахстана. Неоднократно они приходили на помощь попавшим в беду гражданам. Так, 20 сентября 1936 г. в районе ледника Иныль-чик (в Киргизии) группа альпинистов совершила восхождение на пик Хан-Тенгри. Его высота 6995 м над уровнем моря. При спуске с вершины группа попала под снежную лавину, сильно пострадала и нуждалась в немедленной помощи. Для их поиска были высланы самолеты Р-5 с экипажами в составе командира звена Емельянова, летчиков Жулина и Труфанова. Руководил поиском начальник штаба алмаатинской эскадрильи Мизерский. В сложных метеоусловиях, в узких горных ущельях, на высоте 4700 м альпинисты были обнаружены. С большим трудом рядом была с воздуха подобрана посадочная площадка, на которую с риском для собственной жизни Емельянов произвел пробную посадку и взлет. Все альпинисты были эвакуированы и спасены.
В 1937-1938 гг. личный состав 1-й (Московской), 3-й (Алма-Атинской) и 4-й (Марыйской) авиационных эскадрилий снова привлекается к выполнению боевой задачи: совместно с пограничными частями уничтожить бандитские группы на границе Киргизии. Командиром этой сводной авиагруппы, которую расположили на высокогорном аэродроме Туругард, был назначен капитан И. Чупров (в тот период – командир 3-й авиационной эскадрильи), а начальником штаба – капитан А. Завьялов.
Ликвидация басмаческих банд, пытавшихся прорваться за кордон, проходила в очень сложных условиях: пыльные бури, плохая видимость, высокая температура воздуха, посадки на ограниченные площадки. Однако экипажи авиагруппы, взаимодействуя с наземными погранвойсками, отлично выполнили поставленную задачу. Они вели воздушную разведку противника, наводили на них наземные подразделения, осуществляли их огневую поддержку, доставляли оружие, боеприпасы, служебную почту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1938 г. за мужество и профессионализм, проявленные в ходе боевых действий, 63 участника данной операции были награждены орденами и медалями. В том числе, орденом Красного Знамени награждены: командир авиационного отряда К. Шишков, начальник штаба авиаэскадрильи А. Завьялов, командир авиационного звена К. Кавыршин и командир экипажа А. Галкин. Были награждены орденом Красной Звезды – командир авиационного звена П. Степанов, штурман эскадрильи Г. Раицкий, батальонный комиссар П. Юхновец, командир самолета А. Тищенко. За отвагу и мужество командир эскадрильи И. М. Чупров удостоен ордена Ленина.
Крупные изменения в организационно-штатной структуре пограничной авиации произошли в 1939 г. Приказом НКВД СССР от 9 августа 1939 г. все авиационные части погранвойск были сведены в отдельную авиационную бригаду в составе десяти отдельных авиаэскадрилий 12-самолетного состава и двух гидрозвеньев 3-самолетного состава, а также трех окружных авиаремонтных мастерских (в Москве, Алма-Ате и Хабаровске).
Отметим, что в связи с этим в этом году, уже упомянутый ранее 18 отдельный авиаотряд, дислоцирующийся на ст. Белая (под Иркутском) преобразуется в 9-ю отдельную авиаэскадрилью в составе Отдельной авиабригады ПВ НКВД СССР. Командиром эскадрильи назначается ст. лейтенант Енин Николай Евгеньевич, который буде ею руководить до 1945 г.
Входит в состав авиабригады и 3-я (Алма-атинская) отдельная авиаэскадрилья.
Еще одно знаменательное событие произошло в эти годы в авиации погранвойск: в авиационные части стали поступать двухмоторные самолеты СБ – скоростной бомбардировщик, Р-10 – скоростной разведчик, МБР-2 с мотором АМ-34 –морской ближний разведчик и учебный самолет УТИ-4. Помимо высоких летно-технических данных эти самолеты были оснащены радиооборудованием. Это позволяло экипажам, находясь в воздухе и просматривая приграничную полосу, поддерживать радиосвязь с любым командным пунктом. Авиачастям, несущим охрану морских границ, выделялись самолеты СБ. Такие же самолеты получили части, охранявшие границу в пустынной местности (г. Мары, Туркмения) и в тайге (г. Нерчинск, Забайкалье). В авиачасти, охранявшие сухопутные границы, базирующиеся в Алма-Ате, Гродно, Ташкенте, а также в Быково поступили самолеты Р-10. Кроме того, в части стали получать самолеты Ли-2. На вооружение 3-й эскадрильи самолеты Р-10 поступили зимой 1940 г. и летно-технический состав был переучен на новую авиатехнику. В этом году авиаторы эскадрильи добились высоких показателей в учебно-боевой подготовке, руководством погранвойск эскадрилья была отнесена к числу передовых. Приказом начальника ПВ НКВД СССР генерал-лейтенанта Соколова командиру 3-й авиаэскадрильи капитану Сердюкову В.И. была объявлена благодарность и он награжден радиоприемником с надписью: «За достигнутые успехи по боевой подготовке части в 1940 г.».
Военное лихолетье
В годы Великой Отечественной войны 3-я отдельная авиаэскадрилья под командованием капитана В. Сердюкова несла службу на относительно спокойном участке советско-китайской границы от Хорогского погранотряда до границы с Монголией. Многие авиаторы эскадрильи ушли на фронт, в части ВВС Красной Армии, где показывали образцы мужества и героизма, прославляя погранавиацию. В их числе: Белялов, Кухтин, Четверяков, Старченко, Иващенко, Степанов, Бычик и другие. Защищая Москву, в воздушном бою смертью храбрых пали капитаны Белялов и Кухтин.
В 1941 г. в составе авиационных подразделений погранвойск Казахстана вновь произошли изменения. Это было обусловлено тем, что 17 августа 1941 г. руководством НКВД принимается решение о создании на базе 3-й отдельной авиаэскадрильи отдельного легко-бомбардировочного авиаполка и его передислокации к новому месту. В связи с этим 12 февраля 1942 г. первый воздушный эшелон под руководством командира эскадрильи майора Сердюкова перебазируется из Алма-Аты в Забайкалье (г. Нерчинск), а 26 февраля 1942 г. еще шесть самолетов СБ совершают перелет на ст. Белая.
Приказом НКВД СССР от 19 июня 1942 г. 3-я отдельная авиаэскадрилья, была переформирована в 3-й Отдельный легкобомбардировочный авиаполк погранвойск в составе 2-х эскадрилий[1]. На вооружение 2-й истребительной авиаэскадрильи полка поступают самолеты И-15 бис.
Так завершился казахстанский период в истории 3-й оаэ. Но история применения авиации на этом участке не прервалась.
Одновременно с передислокацией 3-й эскадрильи в Забайкалье, 17 августа 1941 г. уже известная нам 9-я оаэ (ст. Белая) перебазируется в г. Нерчинск Читинской обл. А в январе 1942 г. летно-технический состав, самолеты Р-10 и имущество эскадрильи перебазируются к новому месту постоянной дислокации – в г. Алма-Ата, урочище Боралдай (Бурундай). С августа 1942 г., 9-я авиаэскадрилья, переняв эстафету от 3-й авиаэскадрильи, приступила к охране юго-восточных рубежей нашей Родины.
Авиационная эскадрилья под командованием капитана Енина в течение 1942 г. звеньями самолетов Р-10 и Р-5 несла службу по охране границы на участках 30, 49, 50 погранотрядов и 12 ОСПК. Всего за 1942 г. было совершено 208 вылетов с общим налетом 380 часов.
Особое внимание в эскадрилье уделялось летной подготовке, так как выполнять служебные задачи летному составу приходилось в сложных условиях. Из-за отсутствия тренажеров в эскадрилье была использована передняя кабина самолета У-2, поставленная на специальной установке над глубоким оврагом, на окраине аэродрома. Она оказалась исключительно эффективной при обучении летчиков воздушной стрельбе с пикирования, что приходилось выполнять в ходе боевых операций. Так, В 1943 г. два экипажа части под командованием капитана Трипольского и капитана Енина были направлены в Элисту для оказания помощи в уничтожении бандгрупп и эвакуации раненых. За успешное выполнение боевых задач экипажи были удостоены правительственных наград.
Но главной задачей оставалась охрана границы. В течение 1944 г. экипажами самолетов было обнаружено 157 нарушителей границы и пограничного режима. За годы войны 8 офицеров авиаэскадрильи были награждены орденами Красной Звезды, орденом Красного знамени – 2 офицера, медалью «За боевые заслуги» – 22 офицера.
В послевоенные годы эскадрильей руководили: подполковник Шишков Константин Михайлович (1945-1949 гг.), подполковник Кравцов Сергей Владимирович (1949-1951 г.) и подполковник Цыбченко А.А. (1952 – 1955 гг.).
Авиация растет и крепнет
С каждым годом применение авиации в охране границы становилось все шире. В начале 1950-х годов на вооружение эскадрильи стали поступать самолеты Ан-2, позднее Ил-2, которые особенно подходили для высокогорных районов и труднодоступных участков. Но историческим событием в послевоенной истории авиации погранвойск, стало появление в ее строю вертолётов, которые по своим данным удовлетворяли требованиям охраны границы, так как могли вертикально взлетать с малых площадок и садиться практически в любом месте, медленно двигаться вдоль границы, зависать над одной точкой и т.д.
В 1954 г. в нашей стране появился первый серийный вертолёт Ми-1, а вслед за ним – Ми-4. Руководство ГУПВ приняло решение внедрять вертолёты в службу по охране границы. Встал вопрос о подготовке лётно-технического состава к эксплуатации вертолётов. С этой целью по согласованию с Главным штабом ВВС подготовка первых лётчиков и техников для авиации погранвойск осуществлялась в лётном центре ВВС. При этом преследовались две цели: укомплектовать экипажами первые получаемые вертолёты, а также создать инструкторские кадры, чтобы организовать свой лётный центр по переподготовке лётно-технического состава.
Лётный центр авиации погранвойск намечено было создать в Алма-Ате, где 9-я отдельная эскадрилья имела хорошую базу – аэродром с ангарами, жилой фонд, авиаремонтные мастерские. В связи с этим эскадрилью переформировали в 9-ю отдельную оперативно-учебную эскадрилью. В ее состав вошли также два офицера-лётчика из ВВС, имевших опыт полетов на вертолетах. Кроме того, из ВВС в авиаотдел ГУПВ на должность старшего инспектора техники пилотирования на вертолётах был переведен подготовленный специалист по вертолётам – Герой Советского Союза полковник И. Маслов.
Весной 1955 г. была получена первая партия вертолётов Ми-1. Их сразу укомплектовали экипажами и распределили по частям. В штате алма-атинской эскадрильи первые вертолеты Ми-1 и Ми-4 появились в 1956 г.
В эти годы командовали эскадрильей подполковник Ющенко Сергей Владимирович (1955 – 1956 гг.) и подполковник Сорокин Борис Иванович (1957-1972 гг.).
В 1958 г., когда для охраны границы на высокогорных участках активно применялись самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-4, на вооружение алма-атинской части поступил первый самолет Ил-14.
Весьма насыщенными и благоприятными для развития авиации пограничных войск, в том числе и алма-атинской эскадрильи были вторая половина 1960-х — 1970-е годов.
Прежде всего, следует напомнить, что произошла смена руководства авиации пограничных войск. В 1963 г. начальником авиационного отдела ГУПВ КГБ при СМ СССР был назначен Герой Советского Союза генерал-майор А. Володин, который оставался на этой должности до 1977 г.
Новому руководству авиаотдела в наследство досталась пограничная авиация с ограниченными силами и средствами. После пережитой в начале 1960-х годов череды сокращений и реформирований авиация погранвойск была представлена лишь восемью отдельными авиаотрядами. Однако, в силу складывающейся обстановки на государственной границе, а также в связи с общей тенденцией в развитии погранвойск, авиация стала на путь обновления и наращивания своей мощи.
Конец 1960-х годов для авиаторов границы был отмечен рядом важных организационных событий. Вот некоторые из этих событий.
Весной 1967 г. отдельные авиаотряды укрупняются в отдельные авиаэскадрильи, усиливаются необходимой техникой и вооружением. В этом же году авиаторы начинают осваивать турбовинтовые самолеты Ан-24.
23 мая 1969 г. приказом Председателя КГБ СССР 9-я отдельная оперативно-учебная эскадрилья переформирована в 10-й отдельный авиационный полк пограничных войск КГБ при СМ СССР.
Это был сложный период советско-китайских отношений. После событий на о. Даманском была вновь предпринята попытка прорыва границы у Джунгарских ворот. Пока гремели выстрелы на сопке Каменной, полковые экипажи вертолетов Ми-4 и самолета Ил-14 эвакуировали раненых, совершали разведывательные полеты. Двадцать пять раз в общей сложности вылетали в горячую точку у озера Жаланашколь летчики полка – капитаны Г. Андреев, Б.Львов, Г. Шейкин, лейтенант Клюс. Медалью «За отвагу» был награжден капитан Г. Андреев, «За боевые заслуги» — старший лейтенант А. Постоленко.
В начале 1970-х годов на вооружение полка поступила новая техника – вертолет Ми-8 и турбореактивный самолет Як-40, на котором в 1979 г. экипаж полка впервые в истории погранвойск совершил полет на высокогорный участок госграницы – Мургаб,
Семидесятые годы стали временем творческого поиска в войсках по всем направлениям. Погранвойска получали самолеты Ан-24 и Ан-26, вертолеты Ми-8 и Ми-24. Тогда по инициативе начальника погранвойск генерала армии В.А. Матросова в 10-м отдельном авиаполку, которым с 1972 по 1977 г. командовал полковник Николай Алексеевич Рохлов, впервые были освоены боевые возможности вновь поступающих вертолетов. Н. Рохлов, блестящий профессионал, летчик, как говорится от Бога, первым лично осваивал посадки на неподготовленные площадки на высотах Памира до 4500 м. Более того, под руководством Н. Рохлова именно в 10-м отдельном авиаполку в 1976 г. были освоены боевые возможности вертолетов.
Роль Н. Рохлова, умного, творческого командира полка, в подготовке авиаторов к боевому применению вертолетов, в том числе в горных условиях, неоценима и по-настоящему носит историческую значимость. Именно Н. Рохлов стал тем руководителем, который первым в мирных условиях начал практику выполнения учебных полетов на боевое применение вертолетов на полигоне. Проведенная интенсивная учебная боевая работа в Бурундайском полку стала достоянием всех авиационных подразделений погранвойск и уже к 80-му году задача обучения летно-технического состава боевому применению вертолетов была решена во всех авиационных частях погранвойск. Это в конечном итоге обеспечило эффективные действия погранавиации в Афганистане и сохранило жизнь многим авиаторам.
За выдающиеся показатели в деле подготовки личного состава и за успешное претворения в практику своего боевого опыта генерал-лейтенант Н.А. Рохлов был удостоен ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, ему была присвоена квалификационная категория «военный летчик-снайпер» и он удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР». В конечном итоге в октябре 1977 г. его назначают на должность начальника авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР (в дальнейшем – начальника авиационного управления, командующего авиацией погранвойск, генерал-лейтенанта).
Афганская страница
Рассказ о авиаторах-пограничниках Алма-атинского полка — это не просто история былых времен и вежливое почтение людям ее делавшим, но еще изучение их опыта приобретенного, в том числе, в боевой обстановке.
Авиация Краснознаменного Восточного пограничного округа (10-й оап и Уча-аральская отдельная авиаэскадрилья) начала подготовительную работу на афганском направлении с 27 ноября 1979 г., когда три экипажа капитанов Захарова В.Г., Мизина Н.А. и Чиндина П.И. под руководством начальника авиационного отделения округа полковника Тимофеева А.И. с оперативной группой округа на борту перелетели из Алма-Аты в Хорог. 22 декабря этими же экипажами был выполнен первый групповой вылет с Хорога через Ишкашим на Лянгар вдоль Сархадской щели и на территорию ДРА для изучения перевалов и выбора мест дислокации десантных подразделений.
К началу активных боевых действий в Афганистане 10-й авиаполк в своем составе имел 18 вертолетов Ми-8, 4 вертолета Ми-24, 2 вертолета Ми-26, 4 самолета Ан-26 и 2 самолета Як-40.
Активную боевую деятельность полк начал в мае 1980 г. в операции «Крыша» на cархад-гумбадском направлении с целью перекрытия перевалов Барогиль и Очхили на границе с Пакистаном, чтобы не пресечь проникновение бандгрупп и их дальнейший выход в сторону Файзабада и далее в любом направлении Афганистана и СССР.
В отличие от других авиачастей погранвойск, авиация Краснознаменного Восточного пограничного округа лишь до июня 1984 г. выполняла полеты с посадочной площадки Лянагар, расположенной на территории СССР. В дальнейшем же она преимущественно действовала с аэродрома, расположенного на афганской стороне, в населенном пункте Гульхана. На этом аэродроме в период подготовки и проведения операции сосредоточивалось до 30 единиц авиационной техники из Алма-Атинского полка и Уч-Аральской эскадрильи.
Авиаторам Краснознаменного Восточного пограничного округа достался, пожалуй, самый сложный участок работы. Восточная часть провинции Бадахшан на границе СССР с Афганистаном, Пакистаном и Китаем в районах так называемых «афганского выступа» и «афганского языка» – это высочайшие горы Памира, с ледниками и перевалами на 5000-6000 м, с длинными и глубокими ущельями. Государственная граница между Афганистаном и Пакистаном, ничем не обозначенная, проходила по рекам, ущельям, вершинам гор и перевалов, по так называемой условной «линии Дюранга». Полеты в этих районах выполнялись на практическом потолке вертолета, т.е. на 3500-4000 м, в облегченном варианте вертолета до 5000-6000 м, при полном отсутствии дорог и участков, пригодных даже для аварийной посадки вертолетов. Понятно, что это требовало не только высочайшего профессионализма, абсолютной уверенности в себе, но и высочайшей надежности авиационной техники. Все эти элементы боевой готовности в полной мере были присущи Алма-Атинскому авиаполку.
Командиром полка в период с 1977 по 1983 г. был полковник Найденов Анатолий Николаевич, с 1984 по 1987 г. – полковник Ивахненко Анатолий Петрович, а с 1987 по 1989 г. – полковник Захаров Виктор Григорьевич.
Заместителями командира Алма-Атинского авиаполка в разные годы были: подполковник Ю. Тягаев, П. Корнев, С. Клепицкий (начальники штаба); полковник П. Трубицин, подполковник Н. Богомолов (начальники политотдела); подполковник А. Дорофеев (заместитель командира полка); подполковник Смаков А., полковник Н. Сергеев (заместители командира полка по летной подготовке); подполковники В. Петрунин и Н. Попович (заместители командира полка по ИАС); подполковник А. Янишевский (начальник тыла); полковник Ю. Брюханов и подполковник Е. Шабанов (старшие штурманы полка).
Авиационным отделением, а затем авиаотделом Краснознаменного Восточного пограничного округа, в г. Алма-Ате, в разные годы руководили: заслуженный военный летчик СССР полковник Тимофеев Александр Иванович и полковники Романюк Николай Павлович. Старшие инспекторы-летчики: подполковник Изнанкин А.А., подполковник Пикин В.Н. полковник Смаков А.Н. Старший инспектор-штурман подполковник Косенко А.П., старший офицер аэрофотослужбы майор Дейнега Н.Н.
Инженерная группа во главе с заместителем начальника отдела по инженерно-авиационной службе подполковником Шмаковым А.В.: старший инженер по радиооборудованию майор Вершинин А.В.; старший инженер по авиационному оборудованию майор Ротарь Н.Е.; старший инженер по авиационному вооружению майор Казаков В.И. Все они честно и по-фронтовому отработали в период афганской войны.
Успех в Афганистане во многом определялся эффективным использованием потенциальных возможностей авиации. Десантирование и повседневное боевое обеспечение ДШМГ, нанесение авиационных ракетных и бомбовых ударов по моджахедам, воздушная разведка, эвакуация больных и раненых – вот те основные задачи, которые решали авиаторы. Действуя в сложнейших условиях горного ландшафта, если требовала обстановка, в сложных метеоусловиях, пилоты полка демонстрировали чудеса профессионализма, самообладания, стойкости, мужества, героизма и взаимовыручки. В числе авиаторов, «ставших на крыло» в Восточном пограничном округе, а в последующие годы выросших до настоящих воздушных асов в небе Афганистана, были офицеры А. Дубасов, Н. Гаврилов, Н. Сергеев, П. Чиндин, В. Захаров, Ю. Недвига и многие другие.
Из их числа в последующие годы стали Героями Российской Федерации воспитанники Алма-Атинского авиационного Н. Гаврилов и Ю. Недвига.
Настоящих воздушных асов в полку было достаточно. Это в полной мере относится командиру Алма-Атинского полка полковнику А. Найденову, награжденному орденом Красной Звезды за умелую организацию действий авиации в первой операции на территории Афганистана под условным наименованием «Крыша». Заменивший его полковник А. Ивахненко, также был удостоен ордена Красной Звезды за тактически грамотно организованное применение авиационной группы в период Вардужской операции, проведенной в октябре 1986 г. Грамотный подход к подготовке и проводению операции позволил результативно, без потерь провести не только десантирование пограничников, но и эффективную их огневую поддержку и боевое обеспечение.
В другой, Зардевской, операции в ходе которой авиационной группой на Гульхане руководил командир Уч-Аральской эскадрильи (а в последующие годы – командир Алма-Атинского авиаполка) подполковник В.Захаров, запоминающимся был один из первых случаев применения, достаточно дорогостоящей по тем временам, управляемой ракеты «Штурм» экипажем вертолета Ми-24 второй вертолетной эскадрильи Алма-Атинского полка в составе капитанов Н. Шкрябко и капитана С. Логунова. Благодаря высочайшему уровню слетанности экипажа, филигранному прицеливанию и классному пилотированию вертолета ракета точно вошла в пещеру, в которой скрывался противник.
Одной из специфических задач, решаемых авиаторами ВПО, была работа по поиску и уничтожению караванов, перевозивших через горные перевалы по тайным тропам из Пакистана в Афганистан оружие и боеприпасы. Эта задача решалась достаточно эффективно, в том числе с использованием такого приема, как провоцирование с помощью ракетно-бомбового удара схода снежных лавин, уничтожавших караваны с оружием. В числе тех, кто мастерски использовал такую тактику, был кавалер ордена Красного Знамени заместитель командира Алма-Атинского авиационного полка подполковник А. Дорофеев, командир звена вертолетов Ми-24 вертолетной эскадрильи капитан Е. Кузьмин и командир экипажа этой же эскадрильи капитан А. Петькин.
Среди авиаторов Алма-Атинского полка, проявивших высочайшие бойцовские качества был и кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, в то время командир второй вертолетной эскадрильи майор П. Чиндин. В период с 1980 по 1985 год ему приходилось выполнять различные боевые задачи – перевозка людей, грузов, боеприпасов, выполнение всех видов разведок, смена блокпостов в горах, огневая, ракетно-бомбовая поддержка, поиск и уничтожение объектов противника. Его экипаж производил посадки в районах боевых действий под огнем противника для доставки боеприпасов наземным подразделениям и эвакуации раненых на высотах более 3800 м. П. Чиндин совершил более 800 боевых вылетов, в ходе которых руководимый им экипаж участвовал в уничтожении около двух десятков банд экстремистов. Дважды выполнял задачи с серьезными боевыми повреждениями вертолета и благополучно производил посадку на нашей территории.
Настоящим профессионалом, смелым и мужественным пилотом зарекомендовал себя в афганской войне и кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды капитан Н. Гаврилов, впоследствии, сменивший П. Чиндина на должности командира второй вертолетной эскадрильи Алма-Атинского полка.
Капитан Н. Гаврилов не только мастерски громил душманов, филигранно сажал вертолет на самые сложные высокогорные площадки, но и спасал боевых товарищей, попавших в беду. Так было, например, в октябре 1985 г., когда вертолет, который пилотировал начальник штаба Алма-Атинского полка подполковник П. Корнев, совершил жесткую вынужденную посадку на одной из высокогорных площадок, вспыхнул и оказался в районе местонахождения противника. Экипаж капитана Н. Гаврилова, выполнявший со своей парой другую боевую задачу, рискуя жизнью, совершил посадку около горящего вертолета и, прикрывая боевых товарищей огнем, эвакуировал пострадавший экипаж.
В числе тех, кто ковал победу, были и кавалер ордена Ленина заместитель командира Алма-Атинского полка подполковник Н. Сергеев, командир авиационной эскадрильи этого же полка подполковник А. Волков, командир звена вертолетов майор В. Зайков, заместители командира эскадрильи капитан Ю. Недвига, майор С. Богачев, майор Р. Альмяшев командиры экипажей Ми-24 капитаны А. Марей, Н. Шкрябко.
Внесло неоценимый вклад в обеспечение боевых действий в Афганистане еще одно подразделение второй авиационной эскадрильи Алма-Атинского полка, которым тогда командовал майор Н. Гордиенко. Многие тонны груза и сотни человек личного состава перевезли экипажи отряда вертолетов Ми-26. Это был, пожалуй, один из самых дружных отрядов среди всех подразделений такого рода в полку.
У войны свои законы. Потеря боевых товарищей – это то, с чем тяжело смириться. Но память помогает уменьшить боль утраты. 30 октября 1982 г. при выполнении боевого задания погиб экипаж вертолета Ми-8, в составе командира вертолета майора В.Лазарева, старшего летчика-штурмана лейтенанта С.Белкина, старшего бортового техника прапорщика Л. Полушкина.
За проявленное мужество и героизм многие офицеры и прапорщики полка награждены орденами и медалями СССР и ДРА. Четверо из них награждены высшей наградой СССР – орденом Ленина: Н. Сергеев, В. Захаров, Н. Гаврилов, П. Чиндин.
Ордена Боевого Красного Знамени удостоились 21 чел., Красной Звезды – 30 чел., медали «За отвагу» – 19 чел., «За боевые заслуги» — 39 чел.
Из летного состава Алма-атинского авиаполка генералами стали Гаврилов Н.Ф., Артамонов А.Г. Филясов А.А.
На изломе
После распада СССР подавляющее большинство летчиков убыло в Россию, Украину, Беларусь… На завершающем этапе истории алма-атинского полка им руководили полковник Филясов Александр Александрович (1989-1992 гг.) и подполковник Битюцкий Сергей Евгеньевич (1993 – 1994 гг.).
Однако авиационная часть под Алма-Атой продолжает свой служебный путь. В 1997 г. в соответствии с директивой МО РК 10-й отдельный авиационный полк ПВ РК переименован в Отдельный смешанный авиационный полк СВО РК. Спустя два года, в 1999 г., полк был передан в ПС КНБ РК с наименованием Авиационная база в ПС КНБ РК. Но надо отдать должное авиаторам границы Казахстана. Они сохранили историческую преемственность и так же в этом году праздную 85-ю годовщину образования Авиабазы.
Кулеба Анатолий Борисович, полковник запаса.
В 1985-1987 гг. – заместитель командира по политической части 2-й авиаэскадрильи 10 оап Восточного пограничного округа КГБ СССР
[1] На основании приказа НКВД СССР от 24 мая 1945 г. часть была переформирована в 3-й Отдельный авиационный полк, который возглавил подполковник А. Шестов, его заместитель по политчасти – майор Г. Фролов, начальник штаба — майор С. Кравцов. В августе 1945 г. 3-й Отдельный авиационный полк принял самое активное участие в войне с Японией. Приказом МВД СССР от 21 мая 1946 г. 3-й Краснознаменный отдельный авиационный полк и 8-й Отдельный авиационный полк переформированы в 3-ю Отдельную авиационную Краснознаменную эскадрилью Погранвойск МВД Хабаровского округа с передислокацией в г. Хабаровск (с июня 1953 г. — в Дальневосточный пограничный округ). Приказом МВД СССР от 1 марта 1954 г. эскадрилья была переформирована в 6-е Отдельное Краснознаменное авиационное звено ДВПО, а 5 октября 1957 г. часть расформирована.